Кураторский текст

Валерия Барышникова
философский факультет МГУ

Сквоттинг — это международное социально-культурное явление, получившее развитие во второй половине 20 века и представляющее собой самовольный захват пустующих пространств с целью организации повседневного быта и творческих площадок. Сам феномен сквоттинга поставил проблему перекодирования привычных пространств, возможных границ культурной экспансии, значения институтов искусства в жизни общества. Изучение данного явления неизбежно приводит к темам антиэссенциализма и институциональной критики, рассматривавшимся в качестве важнейших проблем в теории искусства еще в минувшем столетии.

Основная цель проекта — репрезентация явления сквоттинга во всем его многообразии, а также осмысление сути институциональности в искусстве. На выставке и в ходе дополнительных мероприятий будут представлены работы, касающиеся данной темы напрямую, а также отсылающие к андеграундной культуре в целом. Кураторы обращаются к истории как отечественных, так и зарубежных независимых арт-кластеров, рассматривают современную практику, а также производят ретроспекцию. Особый интерес для исследователей представляют квартирные выставки, первые независимые галереи и неофициальные подпольные салоны советских художников-нонконформистов, а также сквоттерское движение в западных странах. Отдельно рассматривается сама возможность существования андеграунда в демократическом обществе и состояние независимой культуры в современной России. В связи с этим неизбежно встает повторная проблема определения сквоттинга, предпринимается попытка придания данному термину дополнительного символического значения, наделения его вспомогательными смысловыми коннотациями. Сквоттинг, таким образом, понимается уже не только как попытка найти новое поле для созидательной деятельности, но и как акт выхода за границы привычного, реализация своей свободной воли, воплощение творчества как такового.

Особенность проекта заключается в том, что он предполагает соединение несоединимого — неинституциональных форм бытования искусства и институционального воплощения выставки. Выстраивается дискурс между тематикой мероприятия — неофициальным андеграундным искусством, и местом его проведения – зданием бывшей усадьбы, занимаемым официальной общественной организацией. Проект представляется актуальным еще и потому, что в последнее десятилетие заметно усилился интерес к теме независимого, свободного от государственного контроля и законов рынка искусства. Проект вступает в диалог с уже реализованными выставками, такими как: «Открытые системы...» (2015) и «Секретики: копание в советском андеграунде...» (2020) музея Гараж, «Духовка и нетленка. Фрагменты из жизни» (2015) Музея Москвы и «Воспоминание об APTART» (2020) ММОМА.

 

Основные участники проекта — молодые актуальные художники, работавшие в сквотах, создавшие свои независимые творческие пространства или размышляющие о проблеме самоорганизации в своих работах. На выставке зрители смогут увидеть произведения, выполненные в самых разных техниках: от привычных живописных полотен и рисунков до ручной вышивки и фоторабот, от инсталляций и скульптурных композиций до перформансов и документального кино. Проект включает также и специальную программу, предполагающую лекции, круглые столы и кинопоказы. Проект дополняется исследованиями кураторов, а также независимых критиков.

Таким образом, выставка «Сквоттинг Research», даже не будучи сквоттерской инициативой, предпринимает попытку переосмысления территории и репрезентации явления в непривычных для этого явления условиях. Кураторы стремятся доказать, что, даже в самом общем понимании, данное явление не ограничивается лишь снятием замков с дверей заброшенных помещений, а засквотировать в конечном итоге можно все, что угодно. Даже самого себя.

Прагматика и менеджмент культуры

Партнёры

программы

Подробнее об отделении культурологии и образовательной
программе «Прагматика и менеджмент культуры»
философского факультета  МГУ им. М.В. Ломоносова
вы можете узнать на сайте: https://philos.msu.ru
Лого Философский 1.png
Арт-директор сайта — Никита Афанасьев © 2020

 

При поддержке: