Кураторский текст

Полина Агеева 
философский факультет МГУ

Формат исследования предоставляет возможность объять целую нить идей, сформулированных в едином послании, которое содержит переосмысление ряда связанных между собой и вытекающих одна из другой проблем теории и практики современного искусства. Вопрос о значении статуса художника, о роли музея и галереи как институций, в особенности в контексте возникновения и трансформации андеграундного искусства, и в том числе вопрос о сущности искусства в общем — таков масштаб обозначенных направлений, собранных воедино в рамках тематики научно-художественного исследования, результатом которого стал проект «Сквоттинг Research 2020».

 

Созданные в проекте художественные параллели проявляют сложные связи узких феноменов с более глобальными. Таковы соотношения феномена сквоттинга и смысла всего андеграунда в целом, идеологии и принципов, в соответствии с которыми происходит сквотирование помещений, создания художественных самоорганизаций и масштабного конфликта роли институции в искусстве и свободы творческого самовыражения, послуживший основой возникновения нонкомформистского искусства, центрами которого зачастую становились сквоты.

Метафора, будучи связующей всего проекта, является универсальным ключом к пониманию каждого из предложенных к осмыслению предметов исследования. Условность и одновременная первостепенность субъективного и коллективного переживания пространства и времени и их трансформации — метафора, с помощью которой выражены прослеживаемые в проекте взаимосвязи субъективных переживаний и объективных культурных исторических процессов. Переданное через обращение к историческим культурным реалиям прошлого и современности чувство преемственности, имеющее истоки и разворачивающееся внутри единого процесса по сей день, реализовано в проекте как посредством метафорического художественного преподнесения идеи, так и при помощи непосредственного обращения к фактическому материалу, документальной хронике, на основании и для освещения которой был создан ряд художественных высказываний, входящих в состав экспозиции. 

Сквотированное художниками здание из рассмотрения пространства как физического помещения переходит в пространство метафизическое, являясь метафорой протеста — культурного, политического, социального, выражая таким образом их глубокие психологические и философские основания. Весь выставочный проект «Сквоттинг Research 2020» есть метафора захвата классического музейного помещения, создания внутри него неформальной художественной среды, противоречащей изначальному предназначению помещения, которое, таким образом, претерпевает смысловую ретерриторизацию, позволяя сквоттерам — в данном случае, художникам и кураторам произвести детерриторизацию смыслов, которыми наделено выставочное пространство. 

 

Институционализация при сквотировании в целях развития  не принятого в обществе художественного новаторства претерпевает смысловое смещение, происходит переход в другую систему функционирования. Таким образом, возникает новый вид своеобразной институции — аутсайдерское, маргинальное при самоорганизации дает само себе право на существование, пролагая путь неизведанному, непризнанному в рамках стандартов, «иному», позволяя ему перестать быть таковым и перейти из отвергаемой маргинальности в статус эксклюзивного, интересного своей «инаковостью». 

Сквоттинг, рассматриваемый всвязи с андеграундной культурой, эссенция которой — общая, пусть и проявляющаяся в разных формах в истории искусства ХХ века, раскрывается в исследовании как феномен с многоуровневым основанием, обретая абстрактный, всеобъемлющий характер, демонстрирующий глубину теоретической основы и практических взаимосвязей с множеством актуальных тем современности, проблем, существовавших давно и возникающих вновь как в сфере искусства, так и касающихся всей системы функционирования социальной, политической, культурной структур. 

Прагматика и менеджмент культуры

Партнёры

программы

Подробнее об отделении культурологии и образовательной
программе «Прагматика и менеджмент культуры»
философского факультета  МГУ им. М.В. Ломоносова
вы можете узнать на сайте: https://philos.msu.ru
Лого Философский 1.png
Арт-директор сайта — Никита Афанасьев © 2020

 

При поддержке: